Трудно представить, что несущийся на всех парах водоизмещающий корабль, пусть и не очень крупный, способен, словно призрак, не оставлять за собой кильватерного следа на воде.
Однако американские военные получили именно такую экспериментальную машину... Американская компания M Ship Co., по контракту и на деньги американского ВМФ и Департамента перевооружения (Office of Force Transformation) американского Минобороны, построила необычный военный корабль — "М80 Стилет" (M80 Stiletto).
Новый корабль предназначен для быстрой и скрытной (по возможности) переправки небольшого боевого отряда в прибрежной морской зоне и высадки его на необорудованный берег.
Данный корабль во многом уникален.
Это наибольшее в мире военное судно, корпус которого полностью выполнен из углеродных композитов и различных видов пластмасс.
читать дальше
Длина Stiletto составляет 24,4 метра, а ширина – 12,1 метра.
Но главное отличие Stiletto от предшественников заключается в том, что он очень устойчиво и легко способен нестись по водной глади на максимальной скорости более 50 узлов (то есть более 93 километров в час), не создавая за собой почти никакого кильватерного следа.
Точнее – он должен быть необычайно слаб для водоизмещающего корабля такого размера, идущего на такой огромной скорости.
Зачем это нужно?
Например, для большей скрытности. Когда в последние 10-20 лет стали множиться проекты больших и малых судов с низким уровнем заметности для радаров, многие специалисты сразу заметили: если от плоских стенок их корпусов лучи уходят в сторону, то бурный след за кормой остаётся превосходно видимым не только глазами, но и радарами (особенно с самолёта).
Визуальная заметность следа, к слову, тоже важна.
Когда противник выслеживает вас с высоты.
Таким образом, сократив "пенность" и "игривость" волны, авторы корабля снизили его заметность (а верх корпуса Stiletto тоже выполнен малозаметным – он широк и низок, его борта наклонены и так далее).
Но как же Stiletto гасит кильватерную волну?
Любопытно, что началась эта история с — погибающей Венеции.
Там волны от прогулочных "речных трамвайчиков" разрушают основания зданий.
И именно для Венеции американская фирма придумала в 1999 году днище типа M-hull.
А яхтостроительная верфь в Сан-Диего (где расположена и сама M Ship Co.) построила образец такого небольшого судна.
Работает M-hull так: волна, поднимаемая центральной частью корпуса, очень плавно закручивается в двух профилированных каналах, ограниченных боковыми корпусами.
При этом поток создаёт на корпусе дополнительную подъёмную силу (как газ на выгнутых лопатках турбины).
А потом вода эта опускается вниз и сталкивается с той, которую пронзают боковые "лезвия".
Одновременно эти кручёные потоки захватывают воздух, что также способствует выходу корпуса из воды.
В результате – низкое сопротивление движению (и никакого "горба" так называемого волнового сопротивления на графике мощности — на всём диапазоне скоростей от нуля до максимальной), да ещё – минимальный кильватерный след.
Таким образом, высокая скорость корабля при умеренной мощности двигателей (а значит — экономичность) – это второй плюс технологии M-hull.
Интересно, что для Stiletto компания разработала ещё более необычное днище — "двойной M-hull ". Со сложным профилем, как в поперечном, так и в продольном сечении.
Добавим, что, как подобает современному кораблю, Stiletto насыщен электроникой.
Stiletto только-только изготовлен, и сейчас $6-миллионному углепластиковому чуду предстоят годовые испытания, призванные доказать, что просчитанный на компьютере корпус работает именно так, как задумано.
Если машина себя оправдает – она станет прототипом новых лёгких и высокоскоростных десантных кораблей для морпехов США и вообще – для разнообразного спецназа.





забавно...