Позвонил один чел которому я года два или три назад делал нож по спец заказу, попросил коечто подправить на ноже..ну я чё...сказал что я уже в кузне не работаю но пусть приносит посмотрим чего у него там, может фигня какая а может посоветую к каким умельцам обратится. Приехал, я приятно удивился...нож в отличном состоянии с маленькой фигнюшкой которую за 10 минут подправил. И заточка сохранилась в томже состоянии, как-будто я его тока вчера отполировал и заточил, Мне приятно за такое обхождение с ножом, а точнее даже с холодным оружием имхо расчитан он был как оружие.
ну а теперь пару фоток (в коментах) и маленько истории ножа созданного по прототипо своего исторического собрата:
ДИЗАЙН НОЖА:
читать дальшеК заказу подобного ножа хозяина толкнуло несколько факторов. Длительное время он пытался заказывать ножи с обоюдоострым клинком, но все время натыкался на параграф в Законодательстве, по которому были разрешены только обоюдоострые ножи и кинжалы с длиной не более 8 см. Поэтому фирмы, которые занимались доставкой ножевой продукции, не хотели становиться на скользкий, по их понятиям, лед, чтобы привезти на заказ сомнительную с точки зрения законодательства продукцию. Столкнувшись с подобным неудобством, хозяин сперва пытался все же заказывать, но потом понял, что дело это безнадежное. Опять же, те ножи, которые предлагали фирмачи, были массовыми бездушными изделиями, рассчитанными на широкого потребителя. Да и, в общем-то, ножей с фиксированным клинком в ассортименте любого ножевого магазина было намного меньше, чем "складешков". Всё это и подвигло его на то, чтобы заказать нож по индивидуальному заказу. Осложняло все это еще и то, что он хотел заказать нож или кинжал, похожий на какое-нибудь средневековое холодное оружие, реально существовавшее в далеком прошлом. Осложняло все это еще и то, что кинжал в Средние века был довольно внушительным оружием, достигавшим изредка по своим габаритам размера короткого меча. Заказчик же хотел все же сделать кинжал для городского повседневного ношения с длиной клинка не больше 11 см. После долгих мук выбора он остановился на басселарде. Этот кинжал обязан своим названием швейцарскому городу Базель, в котором впервые появились подобные клинки. В 14 - 15 веках он был, пожалуй, самым распространенным типом кинжала в Европе, которым пользовались все поголовно: начиная от рыцарей и кончая солдатами и горожанами. Позже, когда басселард вышел из употребления рыцарями, им продолжали пользоваться горожане и пешие солдаты.
Кинжал обладал обоюдоострым клинком, ярко выраженной гардой и горизонтальным упором на оголовке рукояти, поэтому рукоять по своей форме напоминала римскую цифру "I".
Этим швейцарским кинжалом были вооружена самая лучшая пехоты Позднего Средневековья- швейцарцы. Великолепные образцы этого грозного оружия изображены на многочисленных картинах Дюрера, Гольбейна и Урс Граафа(1485-1526).
Последний вообще родился в Базеле и был очень разносторонним человеком. Начав свой путь с ученика ювелира, в дальнейшем он стал, как бы мы сейчас сказали, известным художником- баталистом, сам неоднократно нанимался в ряды действующей армии, участвовал в битве при Мариньяно, где 13-14.09.1515 войска короля Франции Франциска И разбили считавшихся до этого непобедимыми швейцарских наемников миланского герцога Массимо Сфорцы.В состав композиции монограммы Урс Граафа, которой он подписывал все свои полотна, тоже входило изображение басселарда:
В дальнейшем же нацисты, на каждом углу кричавшие о "преемственности эпох" и о "Третьем Рейхе", на основе басселарда разработали свой печально известный кинжал СС. Итак, за основу я взял басселард, на базе которого хотел создать городской кинжал для повседневного ношения, который был сделан техникой пластинчатого монтажа.
КЛИНОК НОЖА:Честно говоря, я даже не знаю марку стали, из которой сделал клинок. Когда я обратился к "мейстеру" с сомнениями по поводу этой безымянной стали, то он разрешил этот вопрос быстро. Он просто взял нож и довольно сильно ударил режущей кромкой о край чугунной Сковородки (дело было на даче). Я бы на такое варварство даже и не решился, но, что удивительное, на РК не появилось ни зарубки. И это при всем том, что после доводки в дальнейшем клинок достаточно хорошо сбривает волосы...
В дальнейшем, когда я все же "достал" его с вопросами про сталь, "мейстер" все же "снизошел" и объяснил, что бралась рессора от "Вольво" и расковывалась. Что там за сталь, хоть убейте меня, не знаю....
Когда я прикидывал размеры клинка, то старался, чтоб он наилучшим образом подходил для городского ношения. Это требовало, чтобы клинок не был через чур массивным. За основу я взял форму клинка от Меркворксовского "Серафима", несколько удлинил его, в результате чего у меня получился листовидный обоюдоострый клинок со следующими габаритами:максимальная длина клинка-102 мм, длина РК с каждой стороны-92 мм,
максимальная ширина клинка-35 мм,толщина клинка-4 мм,общая длина пластины ножа-215 мм.
При формировании лезвия была использована заточка "доловой" или "бритвенной" формы, следствием чего явилось получение узкого и острого лезвия, к сожалению, в ущерб прочности его. Относительную слабость "бритвенной" заточки компенсировала, на мой взгляд, прочность этой "безымянной" стали (которая кстати после закалки очень плохо затачивается но и получилось подобие само заточки, почти ненадо затачивать).
К сожалению, при обработке клинка, как и при сборке всего ножа в целом, были допущены определенные небрежности и недочеты, в результате чего местами РК не достаточно симметричны, но назовем это "человеческим фактором" или "издержками кустарщины".
По обеим сторонам РК есть не заточенный участок - рикассо длиной 15 мм. и глубиной 4 мм. - дань исходной форме клинка "Серафима".
РУКОЯТЬ НОЖА:Когда я задумывался над городским кинжалом, то меньше всего я хотел очередное "пыряло- жабокол". Поэтому, обратившись к формам исторических кинжалов, я выбрал швейцарский басселард с характерными развесистыми "ушами" на оголовке рукояти, которые и придают кинжалу столь характерный силуэт.
Скажу более, "mejster" уже обозвал кинжал "гвоздодером". Кинжал, как я уже говорил выше, был собран методом пластинчатого монтажа, в пластине клинка были высверлены сквозные отверстия, в которых намертво закрепили металлические вставки, на которые насаживались части рукояти. Все это фиксировалось при помощи эпоксидного клея. Центральная часть рукояти выполнена из 2 кусков полированного дуба, фрагменты "ушастого" оголовка и несильно выраженной "гарды" отлиты в специально для этого сделанных формах иz дюралеалюминия. Хоть гарда и выражена не сильно, но она обеспечивает хороший упор для большого пальца при прямом хвате. Когда я вычерчивал очертания кинжала, мне казалось, что "уши" будут создавать определенные неудобства в удержании клинка передним хватом. Выяснилось, что онi действительно есть, но не настолько уж критичны (одно из "ушей" упирается в мякоть ладони, но зато во второе при этом надежно упирается мизинец и безымянный палец). Зато хватом, практикуемым в КОЙ, нож сидел великолепно. Скажу больше: одно "ухо" надежно упиралось в мякоть ладони, а второе явилось надежным захватом- якорем для мизинца и безымянного пальца, в результате чего нож удерживался очень и очень надежно. Зато обратным хватом кинжал сидел в кулаке идеально. Таким образом, сохраняя историческую форму клинка, я пошел на определенные неудобства и трудности, которые оказались не столь уж и серьезными.
В сборке рукояти использованы компоненты из дюралеалюминия и дуба.Теперь о форме рукояти: сперва казалось, что подобная почти квадратная "буханка" с достаточно выраженными углами между гранями рукояти, будет неудобной при удержании, быстро намнет руку. Ничего подобного! Удерживать эту "буханку" в руке очень удобно, никаких неприятных ощущений того, что где- то что- то жмет, трет, неудобно.... Хотя, это можно списать и на то, что рукоятка тоже чертилась по одной определенной руке поэтому, мне и удобно пользоваться этим "изделием".
Личные впечатления от использования ножа:Сразу скажу, что у меня к этому кинжалу особое отношение. Дело в том, что это первый мой кинжал, который я вычертил и адаптировал под руку от начала и до конца... Выбор формы, размеров- все это потребовало достаточно большого количества времени... Ну и терпения, так как макеты сперва выпиливались из фанеры, пришлось повозиться и с пластилином, чтобы более или менее подогнать форму рукоятки.... Поэтому, "пусть и плохонький, но зато...
Что я делал этим ножом? Мясо он режет великолепно. Листовидная форма клинка и бритвенная заточка, как на опасной бритве прямо созданы для работы по мясу....Великолепно колет, причем гарда создает хороший упор для большого пальца. А вот такую важную работу городского ножа, как затачивание карандашиков, делать им не очень удобно, так как упор для пальца можно обеспечить лишь на рикассо, а не на РК, в результате экономного дозированного воздействия на карандаш не получается, тот просто ломается....
Плюсы в ноже:кинжал собран от начала и до конца по моим чертежам.кинжал адаптирован под руку. есть реальный исторический прототип. хороший рез.две РК.большая прочность.стоимость его была невелика.
Минусы в ноже:
есть некоторые мелкие "огрехи" в сборке, которые, впрочем, компенсируются дешевизной и единичностью клинка.
толстая рукоять, несмотря на удобство при удержании.
"уши", давящие на ладонь.
невозможность делать мелкие процедуры, осуществимые простым ножом.
Позвонил один чел которому я года два или три назад делал нож по спец заказу, попросил коечто подправить на ноже..ну я чё...сказал что я уже в кузне не работаю но пусть приносит посмотрим чего у него там, может фигня какая а может посоветую к каким умельцам обратится. Приехал, я приятно удивился...нож в отличном состоянии с маленькой фигнюшкой которую за 10 минут подправил. И заточка сохранилась в томже состоянии, как-будто я его тока вчера отполировал и заточил, Мне приятно за такое обхождение с ножом, а точнее даже с холодным оружием имхо расчитан он был как оружие.
ну а теперь пару фоток (в коментах) и маленько истории ножа созданного по прототипо своего исторического собрата:
ДИЗАЙН НОЖА:
читать дальше
ну а теперь пару фоток (в коментах) и маленько истории ножа созданного по прототипо своего исторического собрата:
ДИЗАЙН НОЖА:
читать дальше